Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2022 года
Основные выводы:
- Вследствие геополитических потрясений объем нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2022-го сократился на 15%, при этом впервые за последние годы уменьшилось количество новых договоров (-24%).
- Корпоративные сегменты оказались более подвержены влиянию кризиса и продемонстрировали падение на 39% при снижении розничных на 8%.
- Лизинговые компании продолжают перестраиваться на бренды дружественных стран, а также увеличивают объем сделок с б/у оборудованием.
- В условиях кризиса устойчивее оказались универсальная и розничная бизнес-модели, которые демонстрируют более оперативную адаптацию к новым вызовам.
- По итогам 2022 года объем нового бизнеса сократится на 13%, а в 2023-м при неухудшении геополитической обстановки темп роста на фоне эффекта отложенного спроса может составить 9%.
Итоги девяти месяцев 2022 года: движение вниз
Новый бизнес за девять месяцев 2022 года сократился на 15% относительно аналогичного периода 2021-го, что во многом обусловлено влиянием геополитического кризиса и санкционного давления на экономику России и последовавшего дефицита предметов лизинга. Аналогично пандемическому 2020 году кризисная ситуация сильно повлияла на объем нового бизнеса во II квартале. Однако по мере адаптации лизингодателей к новым условиям объем лизингового бизнеса в III квартале вырос и составил 66% от уровня 1-го полугодия (при 72% за аналогичные периоды 2020 года), что также отражает реализацию отложенного спроса в розничных сегментах. На фоне рекордного падения количества лизинговых сделок (-24% к девяти месяцам 2021 года) объем нового бизнеса показал меньшее снижение из-за роста средней стоимости договора на 26% вследствие удорожания техники.Объем лизингового портфеля на 01.10.2022 составил 6,2 трлн рублей, сократившись с начала года на 4%. Снижение размера портфеля помимо сжатия нового бизнеса обусловлено также процессами в корпоративных сегментах, в частности, досрочным выкупом лизингополучателями предметов лизинга, расторжением международных контрактов с крупными компаниями и переформатированием лизинговых договоров в другие виды финансирования. Помимо этого, слабая динамика объемов нового бизнеса корпоративных сегментов и активное развитие розничных привели впервые за 10 лет к превалированию в лизинговом портфеле доли последних, объем которых за период 01.01.2019–01.10.2022 вырос почти в три раза.
Представители МСБ функционируют преимущественно внутри российского рынка и оказались более гибкими в плане адаптации к его новым условиям. Переориентация на бренды дружественных стран и построение новых логистических цепочек позволили снизить негативный эффект санкций, и в итоге объем нового бизнеса по розничным сегментам сократился в меньшей степени (-8% относительно девяти месяцев 2021 года). Наиболее чувствительным оказался сегмент легковых автомобилей, объем нового бизнеса которых снизился на 28% на фоне сложившегося дефицита машин. Так, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей за девять месяцев 2022 года сократились на 59% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го2 . При этом отмечается рост доли китайских марок на рынке РФ до максимального исторического уровня в 30%3 , а продажи подержанных автомобилей в III квартале 2022-го увеличились на 24% относительно II квартала4 . Объемы нового бизнеса сегментов грузовых автомобилей, строительной и с/х техники за девять месяцев показали умеренную положительную динамику к аналогичному периоду 2021 года в связи с более высокой степенью проникновения лизинга в продажи данной техники и слабой концентрацией на ушедших брендах.
В рамках исследования лизингового рынка рейтинговое агентство «Эксперт РА» проанализировало, какие бизнес-модели лизинговых компаний в условиях изменения экономической конъюнктуры оказались наиболее устойчивы, а какие продемонстрировали более слабые результаты. Объектами исследования стали более 30 лизинговых компаний, предоставивших данные по МСФО по итогам 1-го полугодия 2022 года при анкетировании, а также в рамках присвоения или поддержания кредитного рейтинга.
В зависимости от специализации на основных сегментах ключевой группы клиентов и позиционирования на рынке агентство выделило четыре типа бизнес-моделей лизинговых компаний:
- корпоративная отражает специализацию на сегментах лизинга авиатранспорта, ж/д техники, морских и речных судов, то есть на так называемых сегментах big ticket;
- розничная подразумевает специализацию на высоколиквидном лизинговом имуществе в розничных сегментах, к которым агентство относит автомобили, с/х или строительную технику;
- промышленная предполагает специализацию на низколиквидном оборудовании, таком как энергетическое, машиностроительное, металлообрабатывающее, металлургическое и т. п.;
- универсальная не имеет ярко выраженного сегмента специализации деятельности, портфель диверсифицирован по сегментам.
Источник: "Эксперт РА"